Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать ваш опыт на сайте еще лучше.
Принять
КВАЛ - ваш путь к финансовой свободе

Нематериальные активы. Детальный анализ в рамках Балансового отчета: Goodwill и Intangible Assets

  • Ильдар Газизов
    "Goodwill" (добрая воля) и "нематериальные активы" являются важными составляющими баланса многих компаний. Goodwill обычно возникает в результате приобретения одной компании другой, когда цена покупки превышает справедливую стоимость нетто идентифицируемых активов и обязательств приобретаемой компании. Другими словами, это премия, которую покупатель готов заплатить за бренд, клиентскую базу, хорошее отношение с клиентами, уникальную технологию или сходные нематериальные активы.
📚 Присоединяйтесь к "КВАЛ" – вашему финансовому и юридическому консультанту! Мы поможем вам разобраться в сложных вопросах по инвестициям, управлению капиталом, юридическим аспектам и подготовке к экзаменам CFA, FRM, НОК, ФСФР. Наши советы носят информативный характер и помогут вам принимать взвешенные решения. Чат: @KvaalChat. Фондовый рынок: @Kvaal_Ru. Про крипту: @CryptoKvaal.

🏆 Будущее гейминга: Bombie от TON Foundation и Catizen – игра, которая станет хитом в 2024 году!
Нематериальные активы — это активы, которые не имеют физической формы, но обладают ценностью для компании. Они включают в себя такие элементы, как патенты, торговые марки, авторские права, бренды, программное обеспечение и даже бизнес-процессы.

Goodwill и нематериальные активы играют важную роль в оценке стоимости компании. Они могут быть значительной частью общей стоимости активов в некоторых отраслях, особенно в технологическом секторе и в индустрии услуг.
Нематериальные активы (сокращенно НМА) являются результатом интеллектуальной деятельности, причем это не сам результат деятельности организации, а только право на использование данного результата. Учет нематериальных активов сложнее,чем материальных. Прежде всего следует четко понимать различие между двумя видами этих активов.

Goodwill и Intangible Assets: Деловая репутация

Goodwill – это показатель деловой репутации и имиджа организации. Goodwill компании является одним из видов нематериальных активов. В случае необходимости данный показатель можно измерить.

Как правило, goodwill используется для проведения оценки уровня деловых качеств организации, насколько он высок или низок. Помимо этого, данный показатель может быть отражен в денежном эквиваленте.

У термина goodwill есть и другие трактовки. С экономической точки зрения, goodwill является одним из элементов бухгалтерского учета, который используется в торговых операциях с целью установления рыночной стоимости компании (баланс стоимости ее общего капитала является исключением).

Также под goodwill может пониматься общая сумма потенциальной выгоды, которая может быть извлечена в случае объединения нескольких организаций.

Такие выгоды могут отображаться в виде:
  • Появления доступа к новым и уникальным ресурсам.
  • Рост количества заключенных сделок.
  • Рост доли на рынке.
  • Экономии затрат.

В области маркетинга goodwill является непосредственно сам бренд, торговая марка бренда и его деловые связи, которые были завоеваны руководством организации за время своей деятельности.

Если организация пользуется особенной популярностью среди своей аудитории по сравнению с другими конкурентами на рынке, то это говорит о том, что ее goodwill сильнее (или дороже).

Каждая компания стремится к формированию, продвижению и повышению узнаваемости своего собственного бренда. Без поддержания лояльности аудитории сформировать сильный бренд будет невозможно. Данный процесс в свою очередь оказывает положительные влияние и на гудвилл организации, повышая его уровень.

Intangible Assets: Нематериальные активы

Intangible assets перевод дословно означает нематериальные активы. Практически у каждой организации в распоряжении находится имущество, входящее в оборотные активы и необходимого для осуществления его текущей деятельности. В случае, когда с финансовыми сбережениями и оборудованием все ясно, то основные нематериальные активы могут вызывать больше вопросов.

В материальной форме такие активы не отображаются и, как правило, существуют в плоскости юридических прав. Однако, несмотря на то, что нематериальные активы не имеют какого-либо физического выражения, они также являются немаловажной составляющей любой организации. Они отображают ее стабильность, ликвидность и позволяют получать доход от деятельности организации.

Для нематериальных активов есть ряд ключевых правил:
  • Они предусматриваются для долгосрочного использования (более 12 месяцев).
  • Они должны быть выгодны с экономической точки зрения.
  • Они не предусмотрены для продажи.
  • Стоимость объектов должна быть определена максимально корректно.

Основные нематериальные активы

Основные нематериальные активы организации – это объекты, которые не имеют физической, вещественной формы и предназначаются для применения в производственных процессах, выполнения работы и предоставления услуг.

Признаки нематериальных активов

Можно выделить основные признаки нематериальных активов:
  • У них отсутствует физическая форма.
  • Могут передаваться других лицам.
  • Применяются в разных рабочих процессах организации (например, они могут потребоваться для организации производственных и управленческих процессов).
  • Находятся в обороте минимум 12 месяцев.
  • Правильно оформляются (права организации в обязательном порядке должны быть оформлены в соответствии с законодательством, иначе полноценными активами они являться не будут).

Состав Intangible assets

Как правило, в состав Intangible assets можно включить следующие объекты:
  • Изобретения различного рода.
  • Научные открытия.
  • Произведения искусства.
  • Программное обеспечение для электронно-вычислительных машин.
  • Авторские права.
  • Товарные знаки.
  • Селекционные достижения.
  • Промышленные образцы.
  • Права на использование природных ресурсов.

К НМА также относится репутация организации. Хоть оно и является нематериальным понятием, однако оно существенно сказывается на текущей деятельности организации.

Например, инвестор приобрел ценные бумаги убыточной организации. С течением времени организация совершила ряд открытий или разработку важных и ценных изобретений, что в свою очередь привлекло внимание инвесторов и других конкурентов на рынке. В таком случае, как правило, заключаются перспективные контракты, которые обещают получение дохода в будущем. Все эти факторы положительно сказываются на организации, увеличивая ее общую стоимость и открывая новые горизонты для ее деятельности.

К Intangible assets не относятся

  • Затраты, которые могут возникать в результате регистрации юридического лица.
  • Индивидуальные деловые качества сотрудников организации.

Финансовое образование для детей: Goodwill. Intangible Assets

!
Стань мастером финансовых искусств. Твоя кисть и холст - это деньги!
Goodwill Нематериальные активы
Intangible Assets, или нематериальные активы, - это активы, которые не имеют физической формы, но они представляют собой ценность для компании. Это может включать такие вещи, как патенты, авторские права, торговые марки, бренды и т.д.

Goodwill, или нематериальный актив в виде деловой репутации, - это специфический тип нематериального актива, который возникает, когда одна компания покупает другую за сумму, превышающую стоимость ее активов и обязательств. Goodwill может включать в себя такие вещи, как репутация компании, отношения с клиентами и поставщиками, и так далее.

Простой пример для ребенка

Представь, что у тебя есть магазин игрушек.

  1. Нематериальные активы: Ты придумал уникальную игрушку и получил на нее патент. Это значит, что только ты можешь производить и продавать эту игрушку. Патент - это твой "нематериальный актив", потому что он не имеет физической формы, но приносит тебе деньги.

  2. Goodwill: Допустим, у твоего соседа тоже был магазин игрушек, и он решил продать его тебе. Его магазин стоил 2000 рублей, но ты заплатил 3000 рублей, потому что магазин был очень популярен и у него было много постоянных клиентов. Эти дополнительные 1000 рублей, которые ты заплатил, - это "добрая воля", потому что ты заплатил больше за репутацию и клиентов магазина.