КВАЛ - КУРСЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Инфляция и дефляция

  • Ильдар Газизов
    @ildar_kvaal
    Дата: 2020-11-05 16:42
    Время прочтения 6 минут. КВАЛ это бесплатные курсы НОК, ФСФР, CFA, FRM.
Инфляция – один из самых распространенных экономических терминов. Каждый хоть раз встречал это слово в прессе, специальной литературе, просто в быту. Данное понятие означает рост цен на товары, услуги. Причем он должен быть устойчивым, пролонгированным во времени. Не стоит путать такой рост со скачком ценовых параметров, характеризующийся быстрым и одномоментным повышением стоимости продукции. С ростом ценовых значений снижается покупательская способность денег, то есть они обесцениваются.
Часть 1

Дефляция

Противоположным термином является дефляция. Это устойчивое снижение уровня цен на продукцию. Соответственно, стоимость денег увеличивается. Одним из значимых промежутков, когда была зафиксирована дефляция, стал период Великой депрессии. Однако этот процесс не так однозначен. Нельзя сказать, что при этом есть плюсы для экономики, финансовых рынков.

Как известно, ценовые показатели регулируются законом спроса-предложения. Из-за увеличения количества драгоценных металлов, таких как золото и серебро, и произошла первая в мире инфляция. В то время, когда деньги создавались из драгметаллов, произошло открытие Американского континента. Это привело к переизбытку серебра и стоимость товаров увеличились в несколько раз. В прошлые времена период роста часто сменял период дефляции. Многое зависело от войн и золотодобычи. Однако с 30х гг. двадцатого века практически все страны мира вышли на путь постоянных инфляционных значений.
!
Дефляция в наше время наблюдается крайне редко.
Существует несколько способов измерения инфляционного уровня. Можно воспользоваться такими показателями как:

• дефлятор ВВП;
• ценовые предложения компаний-производителей.
Часть 2

Инфляция в России

Но самым популярным методом, который используется для измерения инфляции и в России, является использование индекса цен. Индекс рассчитывается с использованием стоимости потребительской корзины, и выражается он отношением стоимости за текущий период к базовому. За базовый принимается тот отрезок времени, по отношению к которому нужно узнать увеличение или падение инфляционного уровня.

Потребительская корзина состоит из нескольких сотен продуктов: от товаров первой необходимости до автомобилей. Любое изменение ценовых значений на продукцию, которая в эту корзину включена, будет наблюдаться колебание инфляционного порога. При этом большое значение имеют дорогие продукты, например, автомобили, так как их доля в корзине достаточна ощутимая.
Часть 3

Виды инфляции

Существует разделение на следующие виды:

Низкая инфляция

1. Низкая инфляция. Подразумевает до 6% в год. Комфортная степень для развития экономики. Предприятия и население уверены в завтрашнем дне. В идеале ее стараются держать во всех странах.

Умеренная инфляция

2. Умеренная инфляция (ползучая). 6 - 10% в год. Достаточно неплохой вариант для экономической деятельности. Однако есть вероятность, что он будет расти и сдерживать его здесь будет сложнее, что повлечет переход к следующему виду.

Высокая инфляция

3. Высокая инфляция (галопирующая). 10 - 100% в год. В данной ситуации ни предприятия, ни население не могут предсказывать события, которые произойдут в стране и не могут планировать будущее. При нем на рынке складывается крайне нестабильная ситуация.

Гиперинфляция

4. Гиперинфляция. Более 100%. Иногда процент превышает 1000. Так было в России после распада СССР, когда в 1992 он в России превысил 2500%. Иногда дело заходит так далеко, деньги настолько обесцениваются, что люди переходят на бартер.
Часть 4

Причины инфляции

Из основных причин выделяют:

  • Массовое кредитование средствами, не обеспеченных валютой и выдаваемых не из сбережений, а из дополнительной эмиссии.
  • Дополнительная денежная эмиссия для покрытия государственных расходов, так называемое увеличение денежной массы.
  • Увеличение спроса. К примеру, когда вырос спрос на услугу (продукт) при снижении цены на смежные товары, а его производство имеет ограниченные возможности. Пока производство его не нарастит темпы и не выровняется со смежными, будет наблюдаться рост.
  • Уменьшение предложения. Практически обратный процесс. Он может возникнуть при определенных обстоятельствах, например, неурожайный год может спровоцировать увеличение цен на определенные продукты питания. Сюда относятся и монополизация рынков, введение квот, пошлин, дополнительных акцизов.
  • Ослабление нац. валюты. В этом случае свою роль будет играть импортная продукция.
  • Инфляционные ожидания. Когда такие ожидания высокие, то население делает запасы, компании также реагируют: они поднимают цену, ожидая увеличения стоимости сырья. Сложная причина, потому что именно из нее не просто найти выход, так как ожидания порождают рост, что еще больше убеждает всех опять делать запасы. Это - «замкнутый круг».

Плюсы инфляции

В инфляционных процессах можно найти и плюсы и минусы. Конечно, если иметь в виду низкую или умеренную, то можно выделить плюсы (особенно для потребителей):

  • Небольшой рост предполагает увеличение спроса. Пункт может показаться достаточно спорным, так как повышенное потребление запускает новый виток, однако здесь выигрывают потребители и производители, продающие больше товара.
  • При росте ценовых значений на рынке остаются сильные и стабильные предприятия, то есть экономика страны «оздоравливается», растет преимущество отечественных производителей.
  • Подъем цен способствует стимулированию трудоспособного населения на более усердный труд.
  • Большое преимущество получают заемщики, так как обесценивание денег приводит к тому, что часть суммы долга просто теряется.

Минусы инфляции

Минусов гораздо больше, и они имеют более серьезное влияние на экономику, финансовые рынки стран:

  • Обесцениваются вклады, денежные запасы и сбережения, ценные бумаги. Вкладчики забирают деньги со счетов и стремятся потратить их пока они еще хоть что-то стоят.
  • Невозможно брать долгосрочные кредиты из-за отсутствия стабильности. Кредиторы перестают их выдавать, так как боятся потерять доход.
  • Падение курса национальной валюты.
  • Снижаются такие важные показатели, как ВВП, рентабельность, проценты и так далее.
  • Снижается общее благосостояние населения.

Высокая инфляция больше всего затрагивает те слои населения, которые имеют небольшой фиксированный доход: пенсионеры, студенты, рабочие. В то время как более состоятельные граждане могут нивелировать влияние ценовых скачков.

Но не стоит думать, что дефляция лучше. Так при падении стоимости товаров и услуг растет безработица, падают заработные платы. Соответственно падает покупательская способность, и появляются проблемы по выплатам кредитов.

Практика показала, что удерживание цен не приводит ни к чему хорошему. Возникает жесткий дефицит, так как предприятия не понимают, сколько продукции им производить, а покупатели, что и сколько покупать. Для удержания ценовых показателей, производители зачастую жертвуют качеством, поэтому общее качество продукции резко снижается.

Касаемо инфляции в России, то как уже говорилось, максимальное значение было зафиксировано в начале 90х гг. ХХ века. После таких скачков не наблюдалось. Даже в период кризиса 1998 она составила 84,4%. После подъема цен на нефть экономика России укрепила свои позиции, средний уровень составлял около 11%. Специалисты сделали выводы, что оптимальной инфляцией в России, к которой следует стремиться, – это 4%. При таком росте будут создаваться сбережения, развиваться производства, запускаться новые бизнес-проекты.

Делая выводы, можно заметить, что высокая инфляция и дефляция не несут положительных изменений в экономику стран. Умеренная и низкая, напротив, создает благоприятные условия для развития бизнеса и стабильности для населения. Регулирование роста цен следует оставить рынку, а не государству, так будет складываться реальная ситуация, которая будет отражать отношение спроса и предложения.