Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать ваш опыт на сайте еще лучше.
Принять
КВАЛ - бесплатное финансовое образование каждому

Акции третьего эшелона: Риски и возможности для инвесторов

  • Ильдар Газизов
    Акции третьего эшелона относятся к акциям компаний с относительно небольшой капитализацией на рынке, часто известным как "малые компании". Эти акции, как правило, имеют меньшую ликвидность и могут быть более волатильными, чем акции компаний первого и второго эшелона (то есть более крупных корпораций).
📚 Присоединяйтесь к "КВАЛ" – вашему финансовому и юридическому консультанту! Мы поможем вам разобраться в сложных вопросах по инвестициям, управлению капиталом, юридическим аспектам и подготовке к экзаменам CFA, FRM, НОК, ФСФР. Наши советы носят информативный характер и помогут вам принимать взвешенные решения. Чат: @KvaalChat. Фондовый рынок: @Kvaal_Ru. Про крипту: @CryptoKvaal.

🏆 Будущее гейминга: Bombie от TON Foundation и Catizen – игра, которая станет хитом в 2024 году!
Хотя акции третьего эшелона могут представлять больший риск для инвесторов, они также могут предложить высокий потенциал для прибыли. Например, успешная небольшая компания может быстро расти и принести значительную отдачу для акционеров.

Однако важно отметить, что инвестирование в акции третьего эшелона требует тщательного исследования и понимания соответствующих рисков. Инвесторам следует убедиться, что они разнообразят свой портфель и не инвестируют слишком много в акции третьего эшелона, чтобы избежать излишних потерь, если эти акции упадут в цене.
На бирже существует несколько способов торговли. Каждый инвестор и трейдер сам определяет схему, по которой он планирует вести торги и зарабатывать деньги. Для удобства вкладчиков, в том числе и начинающих, акции условно разделяют на категории. Почему условно? Нет официальных критериев и требований к такому разделению.

Основные категории

Первый эшелон

Первый эшелон. «Голубые фишки». Самые стабильные компании на фондовом рынке. Их история чаще всего насчитывает многие годы. Бумаги постоянно перекупаются, дивиденды выплачиваются вовремя. Рыночная капитализация высокая.

Второй эшелон

Второй эшелон. Это такие «середнячки». В этих фирмах все находится на среднем уровне: ликвидность, волатильность, капитализация. Однако, периодически они могут совершать скачки и создавать сверхприбыль или убытки. Это и наделяет ЦБ из этой категории повышенными рисками.

Третий эшелон

Третий эшелон акций. Самые высоко рискованные ЦБ на бирже. Обычно это ЦБ молодых компаний, которые совсем недавно выставили их на продажу. Самые серьезные риски обычно сулят и самую высокую прибыль. Поэтому такие бумаги становятся инструментом трейдеров, агрессивно торгующих на бирже.

Для того, чтобы определить категорию, используется много параметров: волатильность, спред, объем торгов, плотность котировок, количество бумаг в свободном обращении и так далее. Методик много, но можно выделить основные критерии:

  1. Стабильный рост финансовых показателей.
  2. Капитализация.
  3. Ликвидность.

Ликвидность акции третьего эшелона

Акции третьего эшелона не обладают высокой ликвидностью. Компании, их выпустившие, неизвестные, молодые, возможно с плохой историей или текущими проблемами. Именно эта характеристика в значительной степени определяет рискованность бумаг. Время ожидания сделки очень негативно сказывается на торговле и приносит солидные убытки. Задержка случается из-за того, что на рынке нет достаточного количества желающих совершить сделку по ним.

У новых фирм говорить о стабильности финансовых показателей не приходится. В этом и заключается основной риск. Предприятие способно вырасти за короткий промежуток времени и увеличить стоимость ЦБ в несколько раз, а может просто обанкротится. В отличие от «голубых фишек», которые предоставляют отчеты за долгий период, оценить этот показатель в акциях третьего эшелона очень сложно.

Капитализация является основным параметром успешности и развития компании на рынке. Именно этот показатель используют чаще всего при отнесении бумаг к какой-либо категории. Этот показатель будет различаться от степени развития рынка. С учетом того, что первичный выпуск ЦБ на биржу не привлекает большого количества инвесторов, данные бизнесы обладают малой капитализацией.

Плюсы и минусы акций третьего эшелона

Плюсы акции третьего эшелона

Торговля акциями третьего эшелона влечет за собой риск потери депозита и капитала. Однако это популярный вид торговли, в котором есть определенные плюсы:

  • Наличие серьезного потенциала, несмотря на малую капитализацию в самом начале. Если предприятие выбрало эффективную отрасль с хорошим ростом в целом, есть большая вероятность, что в будущем она значительно вырастет. Многие крупные корпорации начинали практически с нуля и пришли к успеху.
  • Причиной скромной капитализации может быть еще и молодость бизнеса. Это временно.
  • Большая прибыль становится серьезным преимуществом третьего эшелона акций. Они имеют повышенную волатильность, что позволяет трейдерам активно зарабатывать в кратчайшие сроки. Так сказать зарабатывать на «спекуляции» - дешево покупать и дорого продавать. Такой возможности нет при инвестировании в "голубые фишки". Там стабильные дивиденды и долгосрочная перспектива увеличения стоимости ЦБ.

Минусы акции третьего эшелона

При инвестировании в третий раздел стоит помнить и о минусах:

  • Первый и основной – риски. Их много. Это и риск невозможности продать актив быстро, отсутствие дивидендов. Компания имеет право просто заявить о разорении, объявить себя банкротом и уйти с рынка. Инвестор не получит ни дивидендов, ни стоимости акций-бумаг. Если экономические риски поддаются хоть какому-то анализу, то недобросовестные участники рынка ЦБ нет. Очень часто (особенно на российском пространстве) присутствуют коррупционные схемы, владельцы специально занижают стоимость ЦБ, чтобы их мог выкупить мажоритарий. Могут использоваться различные пути вывода денег, чтобы не выплачивать дивиденды. Например, используя благотворительные фонды или займы. Подделка бух. отчетности тоже имеет место на некоторых предприятиях. То есть нечестные участники используют все способы, что не платить дивиденды и использовать деньги вкладчиков для своих целей.
  • Второй момент – это раскрытие информации. Очень сложно действовать в информационном вакууме. Так как предприятие совсем молодое, отчетов и просто новостей совсем мало. Предприятие не мелькает в СМИ, эксперты не выносят своих заключений по его деятельности. Это очень важный фактор, потому что именно на основе его и делается выбор для инвестирования.
!
Предприятия, которые попадают в эту категорию, постоянно меняются.
В список акций третьего эшелона 2020 года попали около 200 ЦБ. Некоторые из них в 2020 году показали хороший рост, в связи с различными событиями: экономическими и эпидемиологическими.

Заработать на таких бумагах возможно. Стоит уделять внимание и проводить посильный анализ некоторым критериям:

  1. Оценить отрасль, в которой работает предприятие. Бизнес должен быть стабильным на протяжении определенного времени (иногда говорится о трех годах). Также нужно учитывать срок оборачиваемости в отрасли. Например, машиностроение более «медленная», чем ресторанный бизнес. В целом, все должно быть понятно и прозрачно. Бизнесы в этой сфере должны развиваться в положительную сторону.
  2. Определить за счет чего развивается бизнес. Иногда показатели выручки и прибыли неплохие, постоянно растут. В это же время растет и долговая нагрузка. Естественно, что новые отрасли зачастую используют кредитные деньги, однако должно сохраняться разумное отношение. Необходимо, чтобы развитие компании строилось не только на заемных деньгах.
  3. Рентабельность. Окупает ли фирма затраты. Сколько прибыли приносит бизнес. Если этот показатель мало отличается от нуля, стоит задуматься о целесообразности инвестирования в данную фирму.
  4. Оценка ликвидности. Индекс free-float, то есть количество бумаг в свободном обращении. Он показывает, какое количество находится у мажоритариев, а сколько отдано на продажу миноритариям. Если этот показатель меньше 5%, то ликвидность очень маленькая. Мажоритарии имеют возможность в любое время изъять акции из обращения.
!
Акции третьего эшелона – это дешевые бумаги, которые на зарубежных рынках называют Penny Stocks, Small Cap Stocks.
При последовательном подходе, тщательном анализе, они могут принести хорошую прибыль трейдеру. Однако стоит помнить, что на бирже действует закон: «Больше риск - больше прибыль, меньше риск-меньше прибыль». Такой вид торговли подойдет инвесторам, которые предпочитают быструю, интенсивную и агрессивную торговлю и ожидают от нее высоких доходов.

Список акций третьего эшелона

Список Российских акций третьего эшелона

    Некоторые примеры акций третьего эшелона в России:

    1. ПАО «Челябинский Кузнечно-прессовый Завод» (ЧКПЗ) - занимается металлообработкой и производством штампованных элементов, ковкой, литьем, изготовлением продукции из металла для железнодорожного, автомобильного транспорта, отраслей машиностроения.
    2. ОАО «Мультисистема» - многопрофильная фирма занимающаяся бизнесом в сферах строительства, ЖКХ, монтажа и обслуживания инженерных систем.
    3. ПАО «Единые Техно Системы» - ведет многопрофильную деятельность в сферах консалтинга, дистрибуции, ремонта спецтехники и строительства.
    4. ОАО «GTL» - инновационная компания, осуществляющая венчурные проекты.
    5. ПАО «Костромская энергосбытовая компания» - организация занимается поставками электроэнергии.
    6. ПАО «Звезда» - старейшая советская и российская компания занимающаяся разработкой и изготовлением дизельных двигателей многоцелевого назначения.
    7. ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва» - ведущая советская и российская корпорация специализирующаяся на разработке космической техники и летательных аппаратов.
    8. ПАО «Нижнекамскнефтехим» - крупнейшее в Европе предприятие своего проф"Акции третьего эшелона" — это выделяемая инвесторами категория ценных бумаг, обладающих высоким уровнем риска, низкой ликвидностью и внутридневными объемами. Эта категория в основном состоит из компаний с низкой капитализацией или компаний, которые только вышли на фондовый рынок. Также под эту категорию попадает большинство компаний с небольшой капитализацией, либо фирмы, только что осуществившие IPO.
    9. ПАО «Саратовский НПЗ» - Публичное акционерное общество "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" - одно из старейших нефтеперерабатывающих предприятий России, расположенное в Саратове. Завод специализируется на переработке нефти и продаже нефтепродуктов.
    10. ОАО «МРСК Урала» - Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - одна из крупнейших энергетических компаний в России. Компания занимается передачей и распределением электроэнергии на территории Уральского федерального округа.

    Список американских акций третьего эшелона

    Некоторые примеры акций третьего эшелона в США:

    1. Sunrun - Sunrun Inc. - это американская компания по обеспечению домашнего использования солнечной энергии. Sunrun разрабатывает, устанавливает, финансирует и обслуживает системы солнечной энергии на крышах.
    2. Loxo Oncology - это биофармацевтическая компания, специализирующаяся на разработке и продаже медикаментов для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями.
    3. Okta - Okta, Inc. - это американская идентификационная и доступная компания, которая предоставляет облачные услуги для управления идентификацией и доступом.
    4. Catalyst Biosciences - биофармацевтическая компания, специализирующаяся на разработке медикаментов для лечения заболеваний, связанных с нарушением свертывания крови и воспалением.
    5. Intersalt - Не могу предоставить информацию об Intersalt, поскольку она не входит в область моих знаний на сентябрь 2021 года.
    6. Genesis Healthcare - Genesis Healthcare - это американская компания, которая предоставляет различные услуги в области здравоохранения, включая долгосрочный уход, обслуживание престарелых, реабилитацию и домашний уход.
    7. Twilio - Twilio - это американская компания, предоставляющая облачные услуги связи, которые позволяют разработчикам программного обеспечения внедрять методы связи (такие как звонки, текстовые сообщения, видеоконференции) в их приложения.
    8. Immersion - Immersion Corporation - технологическая компания, которая разрабатывает и лицензирует тактильные технологии, позволяющие пользователям ощущать физическую обратную связь в цифровых продуктах.
    9. Axon - Axon Enterprise, Inc. - американская компания, которая разрабатывает технологию и оружие для правоохранительных органов и гражданской обороны, включая тазеры и телекамеры для тела.
    10. Enova International - Enova International - это американская компания, специализирующаяся на онлайн-займах для небольших предприятий и частных лиц.
    11. GenMark Diagnostics - GenMark Diagnostics - это биотехнологическая компания, которая разрабатывает молекулярно-диагностические тесты, включая панели для проверки респираторных заболеваний и кровяных культур.
    12. Rockwell Medical - Rockwell Medical - это американская медицинская компания, специализирующаяся на разработке и продаже продуктов для лечения людей с хроническими почечными заболеваниями.
    13. Quintana Energy Services Inc - это американская компания, специализирующаяся на предоставлении услуг в области бурения, завершения скважин и восстановления добычи нефти и газа.

    Финансовый курс для детей: Акции третьего эшелона

    !
    Будущее начинается сегодня: учись, экономь, инвестируй!
    Акции третьего эшелона - это акции компаний с низкой капитализацией, которые обычно торгуются вне основных бирж. Эти акции часто считаются более рискованными для инвесторов из-за относительной нестабильности и отсутствия информации о компании.

    Простые примеры для детей

    Пример 1:
    Представь, что ты и твои друзья устроили ярмарку, где каждый может продавать свои поделки или вещи, которые он больше не использует. Ты можешь думать о больших компаниях, как о детях, которые продают самые популярные вещи и имеют большие столы прямо у входа на ярмарку - это акции первого эшелона. Меньшие столы с менее популярными вещами, но все еще достаточно близко к входу, можно считать акциями второго эшелона. А дети, которые продают небольшие, менее известные вещи и у которых маленькие столики в дальнем углу ярмарки, - это акции третьего эшелона.

    Пример 2:
    Представь себе большую библиотеку, где самые популярные и известные книги находятся на центральных полках - это как акции первого эшелона. Менее известные, но все еще качественные книги на полках по краям - это акции второго эшелона. Но есть еще небольшие, не очень известные книги, которые ты можешь найти только в самых дальних углах библиотеки - это акции третьего эшелона.