КВАЛ - ваш персональный финансовый консультант

Изучение показателя прибыльной маржи в контексте Отчета о доходах: Profit Margin

  • @ildar_kvaal
    Дата: 2021-04-05 22:42:00
    Profit Margin (прибыльная маржа) — это финансовый показатель, который измеряет процент от общего дохода компании, который остается в качестве чистой прибыли после учета всех расходов. Он рассчитывается путем деления чистой прибыли на общий доход и умножения результата на 100, чтобы получить процентное значение.
Profit Margin = (Чистая прибыль / Общий доход) * 100%

Profit Margin является важным показателем рентабельности. Он показывает, сколько компания зарабатывает на каждый доллар своего дохода. Например, если Profit Margin составляет 20%, это означает, что на каждый доллар дохода у компании остается 20 центов в качестве чистой прибыли после учета всех расходов.

Высокая прибыльная маржа указывает на эффективное управление компанией и/или наличие сильного конкурентного преимущества. Однако следует помнить, что оптимальный уровень Profit Margin может варьироваться в зависимости от отрасли. Например, в отраслях с высокими операционными расходами, таких как авиакомпании, может быть нормально иметь относительно низкий уровень прибыльной маржи.

Profit margin (коэффициент чистой прибыли) – это один из используемых коэффициентов рентабельности, который рассчитывается как соотношение чистой прибыли и общего дохода от реализации продукции компании или чистой прибыли и объема выручки. Данный коэффициент отображает, какой реальный доход имеет та или иная организация с 1 доллара продаж.

Маржинальность используется при анализе деятельности организаций в схожих сферах деятельности. Рассчитывается она по данным финансовой отчетности. Этот анализ проводят учредители, руководители подразделений, контрагенты и инвесторы для оценки эффективности работы организации.

Маржинальность это простыми словами

Маржинальность – это разница между себестоимостью товара и его конечной стоимостью.
В большинстве случаев маржинальность используют для сравнения внутри конкретной компании. Сравнить чистый доход для различных компаний затруднительно. Работа финансовых и операционных механизмов отдельных организаций значительно отличается. У каждого предприятия будет свой уровень расходов, поэтому сравнивать их между собой практически бессмысленно.

Более высокие значения маржинальности говорят о том, что эта компании будет более рентабельна относительно других конкурентов на рынке. Низкие показатели будут символизировать о неустойчивости компании и повышенных рисках снижения продаж, что приведет к уничтожению прибыли и впоследствии приведет к чистому убытку или отрицательной маржинальности.

Как правило, маржа указывается в процентах и абсолютных величинах. К примеру, если маржа достигает значения в 30%, то это указывает на то, что организация имеет чистую прибыль в объеме 0,40$ на 1 доллар выручки.
В некоторых случаях данный термин трактуется, как Net Profit Margin, что в переводе означает маржа чистой прибыли.

Оценить состояние компании только по ее прибыльности нельзя. Увеличение доходности это хороший признак, однако, этот рост не означает, что улучшается и маржа прибыли. К примеру, если компания имеет затраты, которые значительно превысили выручку, то в результате это приведет к низким показателям маржи. Это первый сигнал о том, что необходимо более тщательно контролировать затраты.

Формула Profit Margin в Европе

В российской и западной экономике Profit margin формула имеет свои отличия.

Формула в Европе

В Европе он рассчитывается по следующей формуле:
!
Profit Margin (Европа) = Доход от продажи / Оптовая стоимость х 100%

Формула в России

Российские экономисты рассчитывают маржинальность немного иным образом:
!
Profit Margin (Россия) = Оптовая стоимость – Себестоимость / Оптовая стоимость х 100%.
В области производства себестоимость включает в себя:
  • Стоимость материалов, сырья, комплектующих и дальнейшие расходы на их транспортировку.
  • Расходы на обслуживание оборудования и производственных процессов
  • Заработную плату работников производства.

Важно: положительная маржинальность для финансовой сферы равняется 20%, а для отраслей материального производства – 30%.

Типы маржинальности

Каждая отрасль торговли имеет свою трактовку данного термина.
Для того, чтобы определить значение маржи и в чем заключается отличие данного показателя для различных сфер деятельности, необходимо разобраться с типами маржи (Profit Margin). Здесь все очень просто.

Валовая маржинальность (Gross Profit Margin)

Данный тип отображает доходность конкретной организации после вычета из общего дохода денежных средств на прямые расходы на производственные процессы и себестоимости продукции.

Gross Profit Margin, рассчитанная для каждого продукта, считается самым полезным видом для организации, которая анализирует свою продукцию. Самую грубую картину доходности компании будет отображать совокупная валовая прибыль.

Рассчитывается она по следующей формуле:
!
Gross Profit Margin = Валовая прибыль / Выручка х 100%.

Операционная маржинальность (Operating Profit Margin)

При вычитании операционных расходов из показателей валовой прибыли организации получается Operating Profit Margin, которая также известна, как прибыль до уплаты налогов или процентов или EBIT. При расчете данного типа получается цифра прибыли, доступная для оплаты задолженности, акционерам конкретной компании и налоговому департаменту.

С помощью операционной маржи высчитывается рентабельность производства в расчете на 1 рубль, доллар или евро. Она применяется для анализа и оценки экономической рентабельности той или иной компании. Операционная маржинальность (Operating Profit Margin) отображает соотношение операционного дохода к прибыли компании. Она рассчитывается в процентах.

Важно: опытные экономисты могут с легкостью манипулировать операционными показателями, что позволяет им скрыть определенную часть доходов и искусственно повысить маржу.

Вариационная маржинальность

На бирже это сумма, которая получается или затрачивается участниками торгов в соответствии с изменениями на рынке. Денежные обязательства рассчитываются лишь по 1 позиции.

Вариационная маржа активно используется на известном рынке “Форекс". Для того, чтобы упростить процесс вычисления этой маржинальности, используют онлайн-калькуляторы.

Финансовое образование для детей: Profit Margin

!
Нужен костюм супергероя? Финансовое образование - твой лучший материал!
Profit margin Маржинальность
Profit margin, или маржа прибыли, - это показатель, который позволяет оценить, какую долю от общего дохода компании составляет ее чистая прибыль. Этот показатель часто используют для сравнения эффективности разных компаний или для оценки изменений в эффективности компании со временем.

Простой пример для ребенка

Представь, что ты открыл лавку по продаже лимонада. Ты продал 100 стаканов лимонада по цене 50 рублей за стакан. Это дает тебе общий доход (или выручку) 5000 рублей (100 стаканов * 50 рублей).

Однако, чтобы сделать лимонад, тебе пришлось купить лимоны, сахар, воду и стаканчики. Предположим, ты потратил на это 2000 рублей.

Чистая прибыль - это то, что остается после того, как ты вычел все свои затраты из общего дохода. В этом случае, твоя чистая прибыль будет равна 5000 рублей (общий доход) - 2000 рублей (затраты) = 3000 рублей.

Маржа прибыли показывает, какую часть общего дохода составляет чистая прибыль. Чтобы ее вычислить, ты должен поделить чистую прибыль на общий доход и умножить на 100, чтобы получить процент. В этом случае, маржа прибыли равна (3000 рублей / 5000 рублей) * 100 = 60%.

Это значит, что 60% денег, которые ты заработал на продаже лимонада, - это твоя чистая прибыль после того, как ты учел все затраты.