Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать ваш опыт на сайте еще лучше.
Принять
КВАЛ - ваш персональный финансовый консультант

Разъяснение коэффициента P/E в свете Отчета о доходах: Price to Earnings

  • Ильдар Газизов
    Price to Earnings (P/E, или цена акции к прибыли) - это финансовый показатель, который используется для оценки стоимости компании по отношению к ее прибыли. Он рассчитывается путем деления рыночной стоимости акций компании (или цены одной акции) на ее прибыль на акцию (EPS, Earnings per Share) за определенный период, обычно за последний год.
📚 Присоединяйтесь к "КВАЛ" – вашему финансовому и юридическому консультанту! Мы поможем вам разобраться в сложных вопросах по инвестициям, управлению капиталом, юридическим аспектам и подготовке к экзаменам CFA, FRM, НОК, ФСФР. Наши советы носят информативный характер и помогут вам принимать взвешенные решения. Чат: @KvaalChat. Фондовый рынок: @Kvaal_Ru. Про крипту: @CryptoKvaal.

🏆 Будущее гейминга: Bombie от TON Foundation и Catizen – игра, которая станет хитом в 2024 году!
Показатель P/E является важным инструментом для инвесторов и аналитиков, поскольку он позволяет сравнивать стоимость компаний относительно их прибыльности и делать выводы о том, являются ли акции компании переоцененными или недооцененными.

Однако, стоит помнить, что показатель P/E зависит от многих факторов, включая рост прибыли компании, уровень риска, финансовую структуру и отраслевые особенности, поэтому его следует использовать вместе с другими инструментами финансового анализа.
Чистая прибыль показывает, сколько денежных средств остается у компании после уплаты всех расходов и налогов. Это важный показатель финансовой эффективности и прибыльности бизнеса, а также основа для расчета прибыли на акцию (EPS).

Чистая прибыль также используется для расчета ряда других финансовых показателей и служит основой для распределения дивидендов среди акционеров компании. Чистую прибыль можно использовать для внутреннего реинвестирования или для погашения долгов.

Коэффициент P/E (от англ. “Price/Earning", что означает “Цена/Прибыль") – это один из наиболее популярных мультипликаторов в области инвестиций. Его также называют PE ratio, earnings multiple. Он отображает уровень оценки акций той или иной компании.

Price to Earnings

Другими словами, это соотношение стоимости акций и потенциального дохода, который они могут принести. Результат, полученный в процессе расчета P/E коэффициента, показывает период, за который вложенные денежные средства инвестора полностью окупятся.

Низкие значения сигнализируют о недооцененной компании, а слишком завышенные – о переоцененных акциях. Диапазон значений всегда разный. Наиболее низкие показатели наблюдаются у медленно развивающихся компаний, а высокие – у динамично развивающихся.

Сегодня данный показатель очень популярен, так как позволяет быстро получить характеристику наиболее привлекательных акций на рынке. Он позволяет получить подробные сведения о компании и выявить целевую отрасль. Также он используется и для фондовых рынков.

Как считать Price to Earnings

Чтобы высчитать значение мультипликатора P/E, нужно сопоставить стоимость акций и прибыль конкретной компании. На сегодняшний день существует 2 метода расчета P/E:

Стоимость и прибыль на 1 акцию

P/E = Цена акции/Прибыль на 1 акцию (Price/EPS).
Price – стоимость 1 акции компании.
EPS (от англ. Earnings per share) – доход компании в расчете на 1 акцию.

Такой метод является наиболее простым и используется чаще всего, так как вся информация для проведения расчетов легкодоступна: EPS можно определить в отчете по МСФО – оно выделяется отдельной строчкой; стоимость акций берется из котировок на бирже.

Общая стоимость и прибыль компании

При данном методе формула изменяется:
P/E = Капитализация / Прибыль (Market Cap / Earnings).

Market Cap

Market Cap - капитализация или общая стоимость ценных бумаг компании по рыночной цене. Капитализацию можно рассчитать путем умножения полного объема акций на их актуальные котировки.

Earnings

Earnings - доход компании за определенный временной отрезок (рекомендуется применять годовой доход или приведенный к годовому).

Этот метод, как и предыдущий, зачастую не вызывает никаких сложностей. Однако случаи, когда компания одновременно имеет обычные и привилегированные акции, а также депозитарные расписки, являются исключением. В данной ситуации, чтобы самостоятельно правильно рассчитать капитализацию, понадобится произвести ряд сопутствующих расчетов и сбор немалого объема информации.

В большинстве случаев в этом нет необходимости, так как на просторах Интернета есть ресурсы, на которых можно узнать капитализацию конкретной компании. Нередко эта информация присутствует на официальном сайте организации.

Что показывает P/E

Коэффициент P/E отображает, как на рынке оценивается прибыль конкретной компании. В первую очередь его показатели информируют о том, сколько денежных средств готовы отдать инвесторы за 1 доллар прибыли компании. Также он позволяет узнать период, за который вложения полностью окупятся за счет получения прибыли с акций.

Чем ниже будут показатели коэффициента, тем лучше для инвестора. Низкие значения сообщают о заниженной стоимости активов компании. Высокие значения сигнализируют об обратном. Инвесторы, покупая акции с низким P/E, делают ставку на то, что их рыночная цена со временем будет увеличиваться, что в свою очередь принесет им прибыль. В результате, котировки ценных бумаг и сам P/E вырастут.

Умелое использование P/E коэффициента открывает дополнительные сведения о компании-эмитенте и помогает спрогнозировать потенциальную доходность с ее ценных бумаг.

Виды Price to Earnings

Выделяют несколько разновидностей P/E, которые используются, исходя из особенностей проведения расчетов коэффициента.

Годовой P/E

Для проведения расчетов используется EPS или прибыль и цена или значение рыночной капитализации за год. Как правило, этот метод используется, когда имеются подробные сведения о компании за прошедший год, но информации о доходе организации за 1 квартал нет.
Когда есть актуальные отчеты по доходности компании за 1 квартал или последующие периоды, расчет коэффициента изменяется – теперь необходимо рассчитывать приведенный или скользящий P/E.

Скользящий P/E. Trailing P/E

На зарубежных ресурсах он отмечается аббревиатурой TTM, что в переводе означает Trailling Twelve Month – скользящая за 12 месяцев. Такой способ расчета используется тогда, когда в распоряжении имеются сведения по прибыли за определенный период текущего года.

Приведенный P/E

Этот способ применяется тогда, когда годовые сведения компании не актуальны, а использование сведений за какой-либо квартал или полугодие будет некорректно. В его основе лежит экстраполяция сведений о доходности компании за несколько кварталов сразу на год.

Прогнозный P/E. Forward P/E

В данном случае используется прогнозная прибыль. Ее можно получить с помощью сведений от аналитиков или выстроив индивидуальную финансовую модель. Считается, что применение P/E такого типа способствует обнаружению недооцененных компаний намного эффективнее, нежели стандартный P/E.

Финансовое образование для детей: Price to Earnings

!
Управлять деньгами - это как игра. Играй умно!
Price to Earnings Цена к прибыли
Соотношение цена/прибыль (P/E) - это показатель, который оценивает текущую стоимость акций компании относительно её прибыли. Это один из основных финансовых показателей, которыми пользуются инвесторы при оценке акций компаний.

Пример, который может быть понятен ребенку

Представь, что ты и твой друг оба продаете лимонад. Твой друг говорит: "Я продам тебе свой лимонадный стенд за 50 монет". Ты знаешь, что за прошлый год его стенд заработал 10 монет. Значит, если ты купишь его стенд, ты платишь 5 монет за каждую монету, которую стенд заработал в прошлом году (50/10 = 5). Это называется соотношением цена/прибыль или P/E ratio.

Теперь давай представим, что у тебя есть свой собственный лимонадный стенд. Ты продал лимонад на 20 монет в прошлом году. Если ты продашь свой стенд за 50 монет, как твой друг, твое соотношение цена/прибыль будет равно 2.5 (50/20 = 2.5). Это значит, что покупатель платит 2.5 монеты за каждую монету, которую твой стенд заработал в прошлом году.

Таким образом, на основе P/E ratio, твой лимонадный стенд кажется более выгодной покупкой, поскольку покупатель платит меньше за каждую монету прибыли.