Закон о потребительских кооперативах

Читая название, у многих сразу всплывает в голове советское прошлое. Ведь период СССР был расцветом всевозможных потребсоюзов, обществ. На самом деле, придумали такие объединения еще в начале XIX века, с тех пор они вызывают интерес все больше и больше.
Сейчас существует и потребительское общество, и потребительский кооператив. Возможной для регистрации формой сейчас осталась потребкооперация.
Как и любая организация, потребительские кооперативы и общества регулируются законами Российской Федерации. Некоторые аспекты деятельности предусматривает Конституция РФ, также Гражданский Кодекс. Но основным документом остается Закон No3085-1 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации».
В данном законодательном акте рассмотрены основные требования к открытию, ведению и регулированию деятельности таких сообществ. Прописаны подробные шаги по созданию, управлению, членству и ликвидации. Что может называться кооперативом, что нет, какие виды деятельности не входят в разрешенные.
Прописаны директивы по выплате взносов, процентов и иной прибыли, налогообложению, отрегулированы отношения общества с государством, его органами.

При подробном изучении данного акта, можно увидеть множество нестыковок, особенно тех, что касается понятий общество и кооператив. Но это единственный пока законодательный акт, который регулирует работу кооперативов, обществ.

На данный момент регистрация потребительского общества невозможна, поэтому есть только шанс вступить в существующее. Это может стать вариантом для развития собственного бизнеса в практически идеальных условиях среди людей, которые преследуют те же цели.
Закрытый бизнес клуб 1MOZG

Производственные и потребительские кооперативы

Суть потребительского кооператива состоит в том, что он объединяет добровольных участников, но это некоммерческая организация. Основной целью создания становится не получение прибыли, а удовлетворение нужд участников объединения.

Под нуждами могут пониматься не только деньги, также сюда можно включить товары, услуги, работы, оказываемые дольщикам в рамках ПК. Все указывается в Уставе при создании ПК. Членами такого объединения могут стать как физические, так и юридические лица.

Участие в ПК набирает популярность, так как возрастает информированность населения и бизнеса о преимуществах таких сообществ. Основными плюсами можно назвать следующие:
  • реализация целевых программ;
  • ведение бизнеса, который находится в пространстве кооператива. Это может быть личный бизнес участника или совместный с другими членами;
  • отсутствие лицензий на оказание услуг членам ПК;
  • не надо проходить множество инстанций для работы внутри кооперации (санэпидстанция, Роспотребнадзор, налоговая)
  • защита от проверок госорганами. Необходимо веское основание, чтобы прийти с проверкой;
  • льготное налогообложение. Возврат паев вообще не облагается налогом. Это обширная тема, которую стоит рассмотреть более подробно, так как выгода во многом заключается в экономии при уплате налогов.

Положительным фактором потреб. кооператива в том, что все его участники объединены одной целью и понимают, что ее достижение выгодно всем. Поэтому прилагают все свои знания, усилия на благо потребительского кооператива. В то же время, организация может грамотно, а главное, выгодно использовать не только материальные взносы членов, но также их знания, профессионализм, услуги в своих целях.
Закрытый бизнес клуб 1MOZG

Виды потребительских кооперативов

Каждый ПК создается для определенных целей. То есть нельзя решить создать его, при этом не определить, для чего он создается. Именно деятельность определяет вид потребительского кооператива.

Например, региональные фермеры решили, что создание сообщества поможет им в продаже и продвижении продукции. Они могут совместно решать вопросы необходимых им закупок в больших объемах, что снизит их затраты. В таком случае, создается сельхоз кооператив.

Жилищно-строительный создается для совместной постройки жилой или коммерческой недвижимости. Строительство может производиться и для участников кооператива, и для последующей аренды или продажи его.

Также существуют страховые, гаражные, дачные (очень популярные в СССР), кредитные и другие виды ПК, которые создаются для достижения общих целей.

ПК и ПО это не совсем одно и то же. Основное различие – распределение прибыли, имущества, если возникла необходимость, его ликвидировать. В кооперативе можно распределять все доходы и все имущество после ликвидации.

Потребительское общество имеет право распределять только 20% дохода, а при ликвидации только взносы и выплаты. Остальное имущество и неделимые фонды отдается в ведение нового ПО.