Технический анализ – это прогнозирование изменений цен в будущем на основе анализа изменений цен в прошлом. В его основе лежит анализ временных рядов цен - «чартов» (от англ, chart). Помимо ценовых рядов, в теханализе используется информация об объёмах торгов и другие статистические данные. Наиболее часто методы технического анализа используются для анализа цен, изменяющихся свободно, например, на биржах.
В техническом анализе разработано множество различных инструментов и методов, но все инструменты и методы тех. анализа основаны на одном общем предположении (хотя их разработано достаточно много) - путём анализа временных рядов посредством выделения трендов (на основе паттернов и/или технических индикаторов) возможно спрогнозировать поведение цен в будущем.
Совокупность методов исследования соотношения спроса и предложения на биржевых и квазибиржевых рынках на основе изучения временных рядов цен, а также некоторых других показателей (например, объемов торговли, числа заключенных сделок, количества открытых контрактов) называется технический анализ (technical analysis).
Три постулата, на которых основан тех. анализ:
- цены движутся в виде устойчивых трендов (в хаотических колебаниях цен проявляются объективные тенденции, которые могут сохранять свою силу на протяжении более или менее длительных периодов времени);
- цены отражают все (вся доступная информация экономического, политического и психологического характера отражается на рыночных ценах);
- история повторяется (особенности поведения участников рынка в периоды рыночных подъемов и спадов определяются психологическими закономерностями, которые мало изменяются со временем).
Нет необходимости предсказывать будущие значения цены для того, чтобы деят-ть на биржевом рынке была успешной. Применение тех. анализа позволяет получить ответы на три главных вопроса, достаточных для принятия адекватного и своевременного инвестиционного решения:
✓ какая из групп - покупатели («быки» - bull) или продавцы («медведи» - bear) в настоящий момент доминируют на рынке (то есть определяется направление ценовой тенденции (тренда));
✓ какова сила доминирующей группы (то есть определяется сила ценовой тенденции (тренда));
✓ имеются ли основания считать существующую ценовую тенденцию устойчивой (то есть определяется наличие ценовой тенденции (тренда)).